Как проверить генератор автомобиля на работоспособность

Вышедший из строя генератор автомобиля не может подавать питание к бортовым электрическим системам и заряжать аккумуляторную батарею. Вся бортовая электроника будет работать только от АКБ. Как только в ней закончится заряд, продолжить движение не получится. Придется организовывать дорогую эвакуацию до ближайшего СТО для ремонта. Более того, аккумулятор из-за исчерпания всего заряда выйдет из строя и его придется менять.

Избежать неприятностей поможет регулярная проверка генератора. Диагностику можно провести самому с помощью мультиметра или подручных средств. Наши специалисты подготовили инструкцию и комментарии для поиска проблем и установления причин поломки.
Самостоятельная проверка генератора
Основное назначение генератора — подзарядка аккумуляторной батареи и подача питания к бортовой электронике. Ни в коем случае нельзя эксплуатировать автомобиль с неисправным прибором. Через непродолжительное время батарея разрядится и выйдет из строя, а автомобиль не сможет продолжить движение.

Для контроля состояния генератора рекомендуется проверять его состояние в сервисном центре через 50-70 тыс. км. пробега или раз в 5-7 лет. Мастера проведут его профилактику, заменив подшипники и щетки в случае их износа.
Контроль состояния генератора на современном авто
Новые автомобили оснащены бортовым компьютером, который контролирует работу всех систем, в том числе генератора. Он же используется для диагностики различных узлов. В случае возникновения ошибок на экране в салоне отображается предупреждение с кодом ошибки, который облегчит диагностику.

При обнаружении факта нештатной работы генератора, который будет записан в памяти компьютера, необходимо обратиться в сервисный центр за консультацией. Мастера проверят оборудование и устранят имеющиеся дефекты.

Второй способ проверки — использование диагностического разъема ОБД2. Для контроля состояния автомобиля необходимо приобрести контрольный прибор. который через Bluetooth подключается к телефону. Далее на смартфон устанавливается программа Car Doctor, которая помогает отслеживать режим работы двигателя и генератора.
Контроль состояния генератора на старой машине
На автомобилях, выпущенных 20-30 лет назад, электронные системы диагностики отсутствуют. Главным диагностическим прибором у них является лампочка на приборной панели. Индикатор имеет вид прямоугольной батареи с "плюсом" и "минусом" в середние.

В случае неисправности она может не зажигаться при старте или не гаснуть после запуска двигателя. Появление этого симптома говорит о необходимости обращения в сервисный центр для диагностики.
Самостоятельная проверка мультиметром
Самый простой и быстрый способ самостоятельной проверки генератора в старых машинах — измерение напряжения бортовой электросети. Для этого понадобится вольтметр или более универсальный прибор — мультиметр. Он есть практически у каждого водителя. При необходимости устройство начального уровня можно купить в магазине, потратив около 500 рублей.

Напряжение зависит от режима работы автомобиля:

  • При выключенном двигателе транспортного средства и неработающем аккумуляторе оно должно составлять от 12,5 до 12,8 вольт.
  • При включенном двигателе машины и работе на 2 тыс. оборотов генератор создает ток, который необходим для заряда батареи. Мультиметр должен показывать значения напряжения в пределах от 13,8 до 14,8 В.
  • При запущенном ДВС, работающем генераторе и энергоемких бортовых потребителях измеряемое напряжение должно быть от 13,6 до 13,8 В.

Как проверить работоспособность генератора в автомобиле:

  1. Включить вольтметр или перевести мультиметр в необходимый режим измерения напряжения (для этого используется поворотный переключатель).
  2. Замерить щупами напряжение на клеммах аккумулятора. Важно соблюсти полярность, указанную на контактах.
  3. Завести двигатель и на 2 тыс. оборотов провести повторный замер.
  4. Включить в машине обогреватель (кондиционер), дальний свет, мультимедийную систему, подогрев сидений, руля и зеркал, другие энергоемкие приборы. Сделать финальное измерение.

Результаты на мультиметре должны совпадать с приведенными выше цифрами. Если обнаружены отклонения хотя бы на одном из этапов, это говорит о поломке генератора или его неправильной работе.

Для диагностики причины неисправности можно визуально проверить устройство. Проблема часто связана с плохим натяжением ремня, который вращает вал генератора. Для проверки нужно надавить на него пальцем примерно посередине между шкивами. Отклонение должно быть не более 15 мм.

После этого следует убедиться в работоспособности подшипников. Наши мастера советуют вручную провернуть вал и подвигать его из стороны в сторону. Таким способом легко обнаружить люфт этого узла.
Профилактическую проверку рекомендуется проводить через каждые 30-40 тыс. км или при обнаружении внешних признаков поломки. Например, гула подшипника.
Для точной и быстрой диагностики генератора необходимо обращаться к профессиональным электрикам сервисных центров по ремонту автомобилей. Их контактные данные можно найти на этом сайте. Неквалифицированное вмешательство в работу бортовых систем может привести к еще более сложным поломкам.
Проверка генератора методом разрыва цепи
Обнаружить неисправность генератора можно и без измерительного прибора. Таким способом пользовались наши деды и родители. Но он работает только для автомобилей без бортовой электроники, которая контролирует функционирование электрической системы транспортного средства.

При попытке проверить методом «разрыва» можно вывести из строя другие электрические компоненты. Необходимый ремонт в этом случае обойдется в десятки тысяч рублей. Инструкция на сайте приведена только в качестве справки.

Порядок проверки генератора:

  1. С помощью ключа открутить крепление «минусовой» клеммы аккумулятора так, чтобы она легко снималась руками.
  2. Запустить двигатель автомобиля.
  3. Включить бортовой потребитель электричества. Например, мультимедиа-систему, фары, освещение салона или обогрев сидений. Должны работать одно или несколько устройств.
  4. Снять минусовую клемму. После этого действия двигатель не должен заглохнуть, а потребитель — прекратить работу. Исправный генератор вырабатывает достаточно тока для их питания.

Не запускайте генератор при отключенной батарее и АКБ. В этом случае выйдут из строя реле, которые регулируют его работу.
Проверка с помощью лампочки
Еще один «домашний» инструмент проверки без использования мультиметра — электрическая лампочка. Для проверки необходимо собрать простую электрическую цепь, которая состоит из аккумулятора, лампы накаливания и генератора.

Минус этого способа в его информативности. С помощью такого теста можно понять, работает ли устройство в целом или нет. Диагностировать конкретный дефект узла не получится.

Индикатором может служить лампочка на 3-5 В, которая используется в приборах освещения машины. Если такой нет, подойдет и обычная для сети в 220 В. Желательно взять провода в разноцветной изоляции, чтобы не перепутать полярность при подключении.

Порядок сборки цепи для проверки генератора:

  1. Соединить «минусовую» клемму батареи и «массу» генератора. Для этого подключите провод к задней части его корпуса (крышке).
  2. Лампочку одним проводом также соединить с массой генератора. Второй прикрепите к выводу устройства, на котором стоит маркировка В+.
  3. Провод от «плюсовой» клеммы батареи следует подвести к контакту генератора, который маркирован буквой D.

После этого можно проводить необходимый тест. Приведите в движение ротор, чтобы устройство начало вырабатывать электрическую энергию. Вручную создать нужное количество оборотов не всегда получается. Лучше использовать подходящий электроинструмент. Например, шуруповерт.

Тест будет считаться пройденным, если лампа загорится. Это будет говорить о том, что прибор вырабатывает электричество.

Главная сложность — правильно собрать цепь. Если перепутать «плюсы» и «минусы», электрические компоненты могут выйти из строя. Может понадобится замена генератора.
Поиск неисправностей генератора
Перечисленные выше способы нужны для того, чтобы обнаружить сам факт поломки устройства, которое генерирует электроэнергию для работы автомобиля. Следующий этап — поиск вышедшего из строя модуля. Для этого необходимо демонтировать агрегат и воспользоваться мультиметром.

Регулятор напряжения
Симптомом поломки регулятора генератора является слишком высокое или слишком низкое напряжение цепи. Оно замеряется с помощью мультиметра. Штатный диапазон значений регулятора от 13,8 до 14,8 Вольт.

Необходимо проверить сопротивление конденсатора. Для этого переключите измерительный прибор с помощью поворотного регулятора в нужный режим. При подключении к нему щупов оно должно быть практически нулевым.

Щетки
Критический износ этих деталей не позволяет агрегату генерировать электрический ток. Обнаружить проблему можно во время осмотра и измерения щеток. Важными параметрами является остаточная высота и присутствие выработки на поверхности. Для проверки нужно снять и осмотреть их.

Проблема возникает, если из-за износа высота щеток составляет менее 5 мм. Вместе с ними следует проверить диаметр колец. Определять размеры лучше штангенциркулем, чтобы получить точное значение. Диаметр должен составлять как минимум 12,8 мм.

Диодный мост
Для обнаружения неисправностей этого узла нужно определить уровень сопротивления и проводимость. Электрический ток должен проходить только в одном направлении.

Принцип работы диодного моста генератора основан на том, что установленные в нем диоды проводят электрический ток только в одну сторону. Следовательно, на одной стороне должно быть высокое сопротивление. на другой — низкое.

Внешне мост представляет собой две пластинки, тестирование производится поочередно для каждой из них.

Порядок действий:

  1. Приложить один щуп к плюсовому контакту моста.
  2. Приложить второй щуп к каждому из диодов.
  3. Поменять щупы местами и повторить процедуру.
Если и в первом, и во втором случае прибор показывает нулевое сопротивление, диодный мост сломан. Причем даже один неработающий диод может стать причиной проблемы. Он приводит к недостаточной выработке тока для зарядки аккумулятора. Если не устранить неисправность, батарея выйдет из строя.
Обмотка ротора
Для проверки работоспособности этого элемента генератора авто необходимо определить сопротивление между контактными кольцами обмотки. Для этого также используется мультиметр, который с помощью регулятора переводится в нужный режим. Штатное значение у исправной детали составляет от 2,4 до 5,1 Ом.

Для обнаружения признаков неисправности обмотки нужно снять показатели сопротивления:

  • менее 2,4 Ом — скорее всего возникло замыкание между витками обмотки ротора;
  • более 5,1 Ом — произошел обрыв обмотки или ухудшился контакт с роторным кольцом.

В процессе диагностики необходимо проверить уровень потребяемого тока. Для этого ротор следует подключить к аккумулятору. При подаче постоянного тока на АКБ потребление должно составлять не более 4,5 Ампер. Превышение этого показателя говорит о неисправности узла.

Статор
Обнаружить проблему со статором можно на слух. Во время работы авто дефектная деталь издает сильный гул. Он возникает из-за наличия замыкания в мосте или обмотке. После разборки генератора изучите статор визуально, что поможет найти следы выработки.

Далее можно переходить к измерениям. Для этого на инструменте нужно выбрать режим контроля сопротивления. При подключении к выводным контактам оно должно составлять 0,2 Ом, при соединении с нулем и обмоткой — 0,3 Ом. Отклонение от указанных значений свидетельствует о наличии дефекта.
Способы устранения неисправностей
Порядок ремонта генератора авто зависит от характера проблемы. Наиболее простые поломки можно устранить своими руками:

  1. Слабое натяжение ремня. Замените его на новый или натяните так, чтобы устранить провисание. Если в автомобиле используется автоматический натяжитель ремня, его следует поменять.
  2. Недостаточный заряд батареи. Эта проблема иногда связана окислением клемм. В этом случае нужно проверить их и очистить от окисленного слоя и покрыть специальной смазкой, затем закрепить на контактах.
  3. Перезаряд батареи машины. Может происходить из-за падения напряжения в связке генератор-АКБ. Нужно проверить все контактные соединения, зачистить или заменить их. Также нужно проверить соединение корпуса генератора с массой.

В случае выхода из строя самого устройства или его частей в домашних условиях отремонтировать его вряд ли получится. За исключением, возможно, установки нового ремня. Можно полностью заменить прибор или обратиться к электрикам, которые устранят дефекты диодного моста, статора, ротора, заменят щетки или другие детали.
Выводы
Самостоятельная диагностика работы генератора возможна, но требует специальных инструментов, навыков и знаний устройства автомобиля. Если в процессе проверки допустить ошибку, человек может получить удар электрическим током, а компоненты бортовой сети — выйти из строя.

При появлении симптомов поломки безопаснее обратиться к автоэлектрикам. Они проверят устройство, сделают замену сопротивления обмотки, проверят реле и другие детали, обнаружат проблему и отремонтируют генератор с гарантией качества. Контактные данные для обращения к специалистам можно найти на нашем сайте.